Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития, планируемых результатов начального общего образования и Рабочей программы. «Русский язык. 1 – 4 классы» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко. Предметная линия учебников системы «Школа России», Москва «Просвещение» 2011 год.
На предмет «русский язык» отводится 5 часов в неделю, 34 учебные недели. Всего в год 170 часов.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорения, произношения слов ,грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Цели обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока)
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план и т.д. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов.
Место курса в учебном плане.
В 3 классе на изучение курса отводится по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Результаты изучения курса.
|
Личностные
|
Метапредметные
|
Предметные
|
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
|
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
|
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
|
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
|
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
|
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
|
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
|
Использование знаково-символических средств представления информации.
|
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
|
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
|
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
|
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
|
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
|
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
|
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
|
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
|
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
|
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
|
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
|
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
|
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
|
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
|
. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
|
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
|
|
|
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
|
|
|
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
|
|
|
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
|
|
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
1
|
Язык и речь
|
2 часа
|
2
|
Текст. Предложение. Словосочетание.
|
14 часов
|
3
|
Слово в языке и речи
|
19 часов
|
4
|
Состав слова.
|
16 часов
|
5
|
Правописание частей слова.
|
29 часов
|
6
|
Части речи:
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
|
76 часов:
30 часов
19 часов
5 часов
21 час
|
7
|
Повторение
|
14 часов
|
|
Итого:
|
170 часов
|
Виды контрольно-измерительных материалов и развития речи
№ урока
|
Вид работы
|
По теме
|
2
|
Развитие речи
|
Составление текста по рисунку.
|
8
|
Развитие речи
|
Обучающее изложение
|
9
|
Развитие речи
|
Составление предложений по рисунку
|
16
|
Контрольный диктант
|
|
22
|
Развитие речи
|
Подробное изложение с языковым анализом текста.
|
25
|
Развитие речи
|
Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»
|
27
|
Проверочная работа
|
Имя числительное
|
32
|
Развитие речи
|
Обучающее изложение
|
34
|
Контрольный диктант
|
Слово в языке и речи
|
47
|
Развитие речи
|
Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»
|
50
|
Проверочная работа
|
Состав слова
|
51
|
Контрольный диктант
|
Состав слова
|
56
|
Проверочная работа
|
Правописание слов с безударными гласными
|
60
|
Развитие речи
|
Составление рассказа по рисунку
|
66
|
Контрольный диктант
|
Правописание корней слов
|
75
|
Контрольный диктант
|
Правописание частей слова
|
78
|
Развитие речи
|
Составление объявления
|
79
|
Развитие речи
|
Изложение повествовательного деформированного текста
|
80
|
Проверочная работа
|
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
|
84
|
Развитие речи
|
Подробное изложение повествовательного текста
|
90
|
Развитие речи
|
Письмо по памяти
|
95
|
Развитие речи
|
Подробное изложение повествовательного текста
|
97
|
Контрольный диктант
|
Имя существительное
|
104
|
Развитие речи
|
Подробное изложение повествовательного текста
|
108
|
Развитие речи
|
Составление рассказа по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
|
111
|
Контрольный диктант
|
Имя существительное
|
114
|
Развитие речи
|
Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»
|
116
|
Развитие речи
|
Составление текста- описания растения в научном стиле.
|
129
|
Развитие речи
|
Составление сочинения –отзыва по картине А.АСерова «Девочка с персиками»
|
130
|
Контрольный диктант
|
Имя прилагательное
|
134
|
Развитие речи
|
Составление текста-письма
|
135
|
Проверочная работа
|
Местоимение
|
139
|
Развитие речи
|
Составление рассказа по серии картинок
|
143
|
Развитие речи
|
Составление предложений с нарушенным порядком слов
|
147
|
Контрольный диктант
|
Глагол
|
148
|
Развитие речи
|
Изложение повествовательного текста
|
155
|
Контрольный диктант
|
Глагол
|
160
|
Развитие речи
|
Подробное изложение повествовательного текста
|
162
|
Итоговая контрольная работа
|
За год
|
170
|
Развитие речи
|
Составление текста по рисунку
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
- Рабочая программа. «Русский язык. 1 – 4 классы» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко. Предметная линия учебников системы «Школа России», Москва «Просвещение» 2011 год
- Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс в 2-х частях М. «Просвещение» 2012 год.
4. Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс, рабочая тетрадь в 2-х частях М. «Просвещение» 2012 год.
5. СД – приложение к учебнику русского языка, 2013г.
Список литературы
1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие, 3 класс
2. Канакина В.П. и др. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы
3. КИМы для 3 класса, 2012год
4..В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» методическое пособие для учителя, Москва, просвещение, 2010. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1-4 кл.-М., 2003.
5. Волина В. Веселая грамматика. – М., 1995.
6.Гимпель И. А., Мицкевич Н. И. Сборник изложений по русскому языку для начальных классов. – Минск, 1999.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1972.
|