Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы факультативного курса «Математика и конструирование» . Авторы: Волкова С.И., Пчёлкина О.Л...
Предлагаемый курс «Математика и конструирование» используется как дополнение к курсу «Математика».
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способу обучения школьных предмета: математику и трудовое обучение, которое не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер.
Объединение этих предметов в один позволяет использовать положительные стороны каждого из них, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся.
Основные задачи, которые решает этот курс:
- Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счёт углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счёт расширения( так как в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и других. Строятся их модели, выполняются чертежи в трёх проекциях и т.п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний обучающихся;
- Создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертёжными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью обучающихся.
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений и в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность обучающихся включает в себя следующие основные этапы:
- Изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
- Работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
- Фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим – и их использование для последующих заданий;
- Изготовление объектов по рисункам, чертежам. Технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Содержание программного материала.
Обучение во 2 классе по данному курсу охватывает:
- детальное изучение прямоугольника (квадрата) с рассмотрением его основных свойств, ещё незнакомых детям;
- вводится понятие диагонали многоугольника, в том числе и прямоугольника;
- рассматриваются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата):
1) диагонали прямоугольника равны;
2) точка пересечения диагоналей прямоугольника делит их пополам;
3) диагонали квадрата, пересекаясь, образуют прямые углы.
- Окружность, круг и их элементы: центр, радиус, диаметр.
Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Построение отрезка любой длины, когда задана его середина.
Угол. Получение прямого угла на нелинованной бумаге с использованием чертежного треугольника. Построение четырёх прямых углов с общей вершиной путём перегибания бумаги. Вычерчивание четырёх прямых углов с общей вершиной на клетчатой и на нелинованной бумаге.
Прямоугольник (квадрат).Диагонали многоугольника и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата).
Изготовление моделей треугольника, имеющего прямой угол, и квадрата на листе бумаги неправильной формы путём её сгибания.
Линии разных типов, используемых в чертежах: основная (изображение видимого контура объекта), сплошная тонкая линия (размерная и выносная), штрихпунктирная линия (обозначение линий сгиба) на примерах чертежей прямоугольника(квадрата).
Технологическая карта. Чтение технологической карты. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).
Технологический рисунок. Чтение технологического рисунка и изготовление изделий (подставка для кисточки).
Окружность. Круг, Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Деление геометрических фигур на части и составление фигур из частей.
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций.
Изготовление изделий способом оригами.
Работа с набором «Конструктор».
Организация рабочего места и правила безопасной работы с рабочим инструментом.
Учебно-тематический план
2 класс
№
|
Кол-во часов
|
Тема
|
Теоретический и практический материал.
|
1.
|
1
|
Виды углов.
|
Прямой угол. Острый угол. Тупой угол.
|
2.
|
2
|
Отрезок.
|
Длина отрезка. Ломаная линия. Обозначение отрезка буквами. Измерение отрезков. Построение геометрических фигур из отрезков. Модель складного метра.
|
3.
|
3
|
Прямоугольник.
|
Виды многоугольников. Признаки прямоугольника. Построение прямоугольников. Обозначение прямоугольников. Противоположные стороны прямоугольника. Диагональ четырёхугольника.
|
4.
|
4
|
Квадрат.
|
Построение квадрата. Обозначение квадрата. Диагонали квадрата, точка пересечения диагоналей квадрата. Логические задания. Преобразование фигур.
|
5.
|
4.
|
Середина отрезка.
|
Логические задания.
|
6.
|
8
|
Практическая работа.
|
Изготовление пакета для хранения счётных палочек. Изготовление подставки для кисточки. Задания для развития воображения .Оригами. Аппликация.
|
7.
|
10
|
Окружность. Круг, Центр. Радиус, диаметр окружности(круга)
|
Построение окружности с помощью циркуля. Центр окружности. Радиус окружности(круга). Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара.
|
10.
|
3
|
Работа с конструктором.
|
Знакомство с набором «Конструктор». Виды соединений. Сборка моделей. Петрушка. Тележка. Весы.
|
|
34
|
итого
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
II класс:
В результате обучения учащиеся будут
уметь:
- Различать новые геометрические фигуры.
- Работать с циркулем и другими инструментами.
- Вычерчивать окружность(круг), проводить радиус и диаметр окружности (круга).
- Различать окружность и круг.
- Читать и выполнять простые чертежи, изготавливать по ним небольшие аппликации и предметы.
- Делить на части фигуры по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывая фигуры по заданным условиям.
- Работать с конструктором.
- Работать в группе
- Договариваться с одноклассниками, прислушиваться к чужому мнению.
Знать/понимать:
- Термины - диагонали многоугольника, радиус, диаметр., стороны, углы, круг центр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность
- Отличие окружности и круга.
- Организацию рабочего места и правила безопасной работы с рабочим инструментом.
- Свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
- Название и назначение различных инструментов(гаечный ключ, отвёртка)
- Виды соединений и их различия.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа факультативного курса «Математика и конструирование» . Авторы: Волкова С.И., Пчёлкина О.Л..
Методическое пособие для учителя к курсу «Математика и конструирование» . Авторы: ВолковаС.И, Пчёлкина О.Л.
Рабочая тетрадь 2 класс «Математика и конструирование» . Авторы: Волкова С.И., Пчёлкина О.Л.
Список литературы
Путешествие по стране геометрии. Авторы В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврин, Москва «Педагогика» 1994 год.
Интернет - ресурсы.
|