Воскресенье, 19.05.2024, 18:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная работа "Сходства и различия в русских и английских народных сказках"

XV районная научно-практическая

 конференция школьников 

«Шаг в будущее!»

 

 

 

 

Сходства и различия

в русских и английских

народных сказках

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:


 ученица 2 класса

МБОУ «Александровская СОШ»

с. Александровское Боханского района

Иркутской области

 

Руководитель: Перевертун Елена Романовна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

МБОУ «Александровская СОШ»

с. Александровское Боханского района

Иркутской области  

 

 

с. Александровское Боханского района

2015 год

 

Оглавление

 

I. Введение………………………………………………………………………………стр.1

II. Основная часть.

2.1. Что такое «сказка»?...................................................................................................стр.2

2.2. Чему учит сказка?......................................................................................................стр.2

2.3. Русские народные сказки………………………………………….……………..стр.2-3

2.4. Английские народные сказки……………………………………………………..стр.3

2.5. Сравнительный анализ русских и английских народных сказок…………….стр.3-5

2.6. Результаты опроса среди учащихся 8 класса «Роль сказок в развитии положительных качеств человека»…………………………………………………...…………………...стр.5

III. Заключение…………………………………………………………………………..стр.6

IV. Список использованной литературы………………………………………………стр.7

V. Приложения……………………………………………………………………….стр.8-10

 

 

I. Введение

     Мы все любим сказки. Они приходят к нам с самого раннего детства и, даже, когда дети становятся взрослыми, не перестают верить в чудеса.

     Со сказочным и волшебным миром я знакома давно. Сначала сказки мне рассказывали мама и бабушка, иногда я смотрела мультфильмы со сказочными сюжетами, а теперь я их читаю сама. Не так давно появилась в нашей домашней библиотеке книга с английскими сказками, и я с удивлением узнала, что есть сказки, которые похожи по сюжету на русские. У меня возникло много вопросов. Почему в сказках разных народов есть сходство? Я решила провести исследование и сравнить их.

     Актуальность исследования заключается в том, что сказки учат нас правильно воспринимать мир, делают нас мудрее, учат отличать добро от зла, сопереживать и помогать слабым, верить в справедливость.

     Гипотеза – сказки разных народов одинаково учат мудрости и воспитывают в человеке положительные качества.

     Проблема – поиск сходств и различий в английских и русских народных сказках; выявление смысла сказок.

     Цель – сравнить русские народные и английские народные сказки

Задачи:

 1. Раскрытие понятия «сказка».

2. Чтение английских сказок.

3. Опрос старших учащихся «Роль сказок в развитии положительных качеств человека»

4. Найти общие и отличительные черты английских и русских народных сказок, сравнить их.

     Для решения поставленной проблемы я прочитала несколько английских народных сказок. Есть сказки, которые совсем не имеют сходства с русскими народными, но для сравнения я выбрала сказки, похожие по сюжету: английские  -  «Три медведя», «Пряничный человечек» и «Волк и три котёнка» и русские народные сказки «Три медведя», «Колобок» и «Волк и семеро козлят». Также я изучила несколько статей с сайта «Википедия» по теме «Сказки», «Русские народные сказки», «Английские народные сказки».

      В своей работе использовала следующие методы:

1. Поисковый

2. Метод сравнения и анализа

3. Опрос

 

II. Основная часть.

2.1. Что такое «сказка»?

    Если посмотреть разные источники, можно найти несколько определений сказки:

1. В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка.

Сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

2. С. Ожегов, Словарь русского языка.

Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил.

3. Википедия.

Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

     Из всех определений видно, что сказка – это вымысел. Но тогда почему в сказках отражается мудрость народа? Какую роль играют сказки в развитии разных народов?

Известно, что сказки берут своё начало из глубокой древности. Даже в те далёкие времена люди учили и воспитывали своих детей, рассказывая им вымышленные поучительные истории, героями которых были животные или волшебники.

 

2.2. Чему учит сказка?

     Учёные уже давно доказали, что сказки созданы народом не только для развлечения, но и для того, чтобы дети научились правильно воспринимать окружающий мир. Понятный язык сказки и увлекательный сюжет запомнится лучше, чем поучительный рассказ взрослых о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Сказка показывает нам, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добрых всегда больше и их любит удача. Сказка учит не боятся трудностей. Главный герой всегда берётся за любую трудную работу, значит, он смелый и верит в себя. Сказка прививает нам важные качества: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. Во всех сказках мы можем увидеть, что добро побеждает зло, значит, надо быть добрым, честным, отзывчивым человеком.

 

2.3. Русские народные сказки.

     Мы живём в России и самые первые сказки, с которыми мы знакомимся – это русские народные сказки.

     Самый известный собиратель русских народных сказок Александр Николаевич Афанасьев. Он ездил по разным уголкам нашей Родины и записывал сказки. В 18 веке был издан его первый сборник русских народных сказок.

2.4. Английские народные сказки.

      В Англии народные сказки были собраны и записаны значительно позже, чем русские сказки в России. Первые сборники появились в конце 19 века. Впервые собрал и опубликовал два тома английских народных сказок Джозеф Джекобс. Ему было трудно собирать сказки, так как многие оказались забытыми.

 

2.5. Сравнительный анализ английских и русских народных сказок.

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы отобрали сходные по сюжету русские и английские народные сказки. Русские – «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», английские – «Три медведя», «Пряничный человечек», «Волк и три котёнка».

Сравнение сказок проводила по главным героям, действующим лицам, сравнивала, какие проблемы решали герои, что с ними происходило, сходно или различается содержание сказки, чем она заканчивается и в чём заключается смысл сказки. Результаты занесла в таблицы.

Результаты сравнения русской народной сказки «Колобок»

и английской народной сказки «Пряничный человечек»

 

Русская  сказка

Английская сказка

Герои

Колобок

Пряничный человечек

Действующие лица

Старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса

Старик, старуха, крестьяне, косцы, корова, свинья, лиса

Жизнь действующих лиц

Старик со старухой жили бедно, нечего было есть

Старик со старухой жили в достатке, всё у них спорилось, но не было детей

Проблемы, которые решают герои

Колобку нужно убежать, а остальным утолить голод

Пряничному человечку нужно убежать, остальным его догнать, а лисе – съесть

Концовка сказки

Колобка съела лиса

Пряничного человечка съела лиса

Смысл сказки (чему учит сказка)

Нельзя быть легкомысленным, беззаботно и неосмотрительно вести себя в незнакомых местах, разговаривать с незнакомцами, без спросу уходить из дома

 

 

 

 

 

Результаты сравнения русской народной сказки «Три медведя»

и английской народной сказки «Три медведя»

 

Русская сказка

Английская сказка

 

Имеют одинаковое название

Герои, действующие лица

Девочка Маша, три медведя

Старушонка, три медведя

Описание героев

Маленькая девочка

Старушонка чумазая, безобразная, не очень хорошая, сварливая.

Медведи добрые, чистоплотные, хорошие

Что произошло с героями?

Девочка ушла из дома в лес, заблудилась, вышла к домику медведей

Старушонка ходила по лесу, увидела домик медведей и из любопытства вошла в дом медведей

Концовка сказки

Девочка убежала в окно

Старушонка убежала в окно

Смысл (чему учит сказка?)

Нельзя уходить далеко от дома, заходить в чужие незнакомые дома

Нельзя заходить в чужие дома и без хозяев брать их вещи

Результаты сравнения русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

и английской народной сказки «Волк и три котёнка»

 

Русская сказка

Английская сказка

Герои, действующие лица

Волк, козлята, коза, кузнец

Волк, кошка, котята

Действия героев и действующих лиц

Коза уходила есть травку, козлята ждали маму, дверь открывали, когда слышали мамину песню.

Волк перековал горло у кузнеца, чтобы обманом зайти в дом к козлятам и съесть их

Кошка ушла на рынок за молоком к обеду, котята позвали друзей, пели весёлые песенки.

Волк обманул котят: наелся сахара, чтобы голос стал сладким как у кошки, лапы обсыпал мукой, чтобы стали белыми как у кошки. Он хотел попасть в дом и съесть котят

Что произошло?

Волк съел козлят

Волк не успел съесть котят, потому что пришла кошка, и он убежал

Концовка сказки

Коза спасла своих детей

Кошка поругала котят, и они пошли пить свежее молоко

Смысл (чему учит сказка?)

Слушать, что говорят и наказывают родители;

Нельзя открывать дверь посторонним, чтобы они ни говорили

 

Сравнение и анализ этих сказок показали, что при одинаковом сюжете герои и действующие лица могут быть разными, отношение к героям может отличаться (в английской сказке «Три медведя» старушка – отрицательный герой, а медведи представлены положительными героями), а смысл сказок – сохраняется. И английские сказки, и русские одинаково нас учат правилам безопасного поведения, а, значит,  мудрости.

 

2.6. Результаты опроса среди учащихся 8 класса «Роль сказок в развитии положительных качеств человека».

     Чтобы ещё раз подтвердить выдвинутую гипотезу, мы обратились к старшеклассникам с опросом о роли сказок. Считаю, что  у восьмиклассников больше знаний и опыта в чтении сказок. В опросе  приняло участие 11 человек.

     Результаты показали, что все опрошенные любят сказки (100 %), знают сказки разных народов (100 %), а именно английские – 7 учащихся (64%), кавказские – 1 (9%), болгарские – 1 (9%), бурятские – 2 (18%). 55% участников считают, что сказки разных народов имеют больше сходств, чем различий; 27% - считают, что не все сказки похожи и 18%  - что сказки не очень похожи. Все опрошенные (100%) уверены, что сказки разных народов учат нас мудрости и воспитывают в человеке положительные качества, из которых назвали  доброту – 55%, взаимопомощь – 27%, смелость – 36%, честность – 18%, заботу о близких – 18%.

     Таким образом, результаты опроса ещё раз доказали, что сказки разных народов одинаково учат мудрости и воспитывают в человеке положительные качества.

III. Заключение.

     В результате работы было выявлено, что английские и русские сказки имеют сходство в сюжетах, а герои и действующие лица иногда различны. Действия, которые происходят с ними, тоже могут быть разными. Но, главное, что мы доказали, что сказки разных народов одинаково учат нас быть мудрее.

      Для себя я сделала важный вывод – лучшее знакомство с произведениями происходит тогда, когда их читаешь. Работа оказалась не только увлекательной и интересной, а ещё и полезной.

     Сравнивая сказки, я увидела, что у английских и русских народных сказок много общего, ведь у всех народов один общий дом – наша планета Земля, на которой люди мечтают и верят чудеса.

 

 

 

IV. Список используемой литературы

 

1. Аникин В. (составитель) Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1978 г. – 325 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М.: издательство «Цитадель», 1998 г. – 808 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общей редакцией профессора Скворцова Л.И. М.: ООО «Издательство Оникс», 2010 г. – 1200 с.

4. Шерешевская Н. (составила и перевела) Английские народные сказки. Под редакцией Клягиной-Кондратьевой М. М.: издательство «Айрис-Пресс», 1999 г. – 134 с.

 

5. https://ru.wikipedia.org

 

 

 

V. Приложение

 

 

Анкета для учащихся 8 класса

«Роль сказок в развитии положительных качеств человека»

1. Любите ли вы читать сказки?

2.Сказки каких народов вы знаете?

3.Как вы считаете, похожи ли сказки разных народов?

4. Как вы думаете, учат ли сказки разных народов нас мудрости и воспитывают ли в нас положительные качества?

Если да, то каким положительным качествам учат нас сказки? Назовите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: perevertuncectra (23.01.2016)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz